В музее открылась выставка «Кто вы, Александра Коллонтай?»

В Музее политической истории России открылась выставка «Кто вы, Александра Коллонтай?», приуроченная к 150‑летию революционерки, политика, дипломата. В основе проекта — материалы из собрания семи российских музеев и архивов.

По словам Евгении Лавровой, куратора проекта, музей старался создать документальную биографию Коллонтай, рассказать о разных этапах ее жизни, разных сторонах ее личности. Первый стенд представляет редкие семейные фото — юная Шура со своими сводными сестрами. Ее мать имела троих детей от первого брака, но настояла на разводе, чтобы выйти замуж за генерала Михаила Домонтовича, будущего отца Коллонтай. Девочку ждала жизнь дамы из высшего российского общества, но вольнолюбивый характер сказался уже в 21 год.

Против воли родителей Александра вышла замуж за троюродного брата, небогатого офицера Владимира Коллонтая. Много позже в мемуарах она напишет: «Меня усиленно «возили в свет», приглашали «интересных» молодых людей, военных и гражданских, в надежде затмить Коллонтая. Если бы мои родители и сестры оставили меня в покое и не выказывали бы явного недружелюбия к Коллонтаю, я, может быть, в последний час отказалась бы от супружества. Но меня подмывал протест». Александра родила сына, но через несколько лет оставила его и мужа, чтобы заняться революционной работой: «Любила своего красивого мужа и всем говорила, что я страшно счастлива. Но мне все как‑то казалось, что это счастье меня связало. Я хотела быть свободной».


Коллонтай познакомилась с Еленой Стасовой и другими революционерами во время работы в Передвижном музее учебных пособий. Представлен раритет — диплом о присуждении Коллонтай за эту деятельность серебряной медали международной научно-промышленной выставки «Детский мир». Она состоялась в 1904 году в Петербурге.


В 1905‑м Коллонтай — активная участница революции, событий 9 января. Примкнула к меньшевикам, веря в творческую инициативу рабочего класса. В 1908 году создала первую организацию женщин-работниц, участвовала в Первом всероссийском женском съезде. Готовила немногочисленных работниц — участниц съезда к дискуссии с буржуазными феминистками. Позже, находясь в эмиграции, Коллонтай заочно получила мандат для участия к международной конференции от профсоюза работниц фабрик по обработке волокнистых веществ.


Романы Коллонтай с революционерами, в том числе самый известный — с Павлом Дыбенко, не принесли ей счастья. Мужчины не воспринимали ее на равных как личность.


С началом Первой мировой ­войны она окончательно переходит к большевикам с их антимилитаристической позицией и совершает агитационную поездку в США. На выставке представлены фотографии Коллонтай на борту океанского лайнера.


Весной 1917 года Коллонтай выступает на многочисленных митингах в Петрограде, она самая известная (после Ленина) фигура среди большевиков. После Октябрьской революции становится наркомом государственного призрения (социального обеспечения) — первой в мире женщиной-министром. Звездный час Коллонтай — работа в женотделе ЦК РКП(б) и женском секретариате Коминтерна.


Но и тут сказался свободолюбивый характер Александры Михайловны. В 1921 году она становится лидером «рабочей оппозиции», утверждая, что власть в стране переходит от пролетариата к партийным бюрократам. Отношения с Лениным испорчены навсегда. И только прежние заслуги спасают после разгрома «отщепенцев». Коллонтай назначают торговым представителем в Норвегии. Первое задание — наладить поставки сельди в СССР, который испытывал проблемы с продовольствием.


Начинается поиск поставщиков, торг с ними за снижение стоимости рыбы…


В 1923 году Коллонтай публикует в СССР статью «Дорогу крылатому Эроту!». По словам куратора, обвинения автора в проповеди сексуальной распущенности не имеют никаких оснований. По мнению Коллонтай, семья будущего не будет хозяйственной единицей. Исчезнет частная собственность, семья утратит функцию передачи собственности по наследству. Возможно, семья станет менее прочной, но это будет свободный выбор партнеров. «Задача пролетарской идеологии не изгнать Эрос из социального общения, а лишь перевооружить его колчан на стрелы новой формации, воспитать чувство любви между полами в духе величайшей новой психической силы — товарищеской солидарности», — пишет Коллонтай.


Тем не менее журнал «Крокодил» реагирует публикацией на обложке одного из номеров карикатуры Михаила Чермных «Эрос и Меркурий» с портретом торгпреда и словами: «Селедки — дело неароматичное, а натура у меня романтичная. Вот и тянет меня на античное». Смысл карикатуры — сиди, женщина, занимайся селедками и не пиши всякие глупости про эрос и культ любви.


В 1924 году уже в ранге советского посла Коллонтай приветствовала экипаж крейсера «Аврора», пришедшего с визитом в Берген. Она произнесла слова, понятные простым матросам. Сработала старая закалка агитатора. На выставке представлены фотографии, сделанные на борту «Авроры».


Дипломатические таланты посла Коллонтай известны. Главные достижения: работа для невступления Швеции во Вторую мировую войну на стороне Германии и секретные переговоры с финляндскими политиками о выходе Финляндии из войны. Меньше знакомо публике участие Коллонтай в организации спасательной экспедиции на ледоколе «Красин» для снятия с арктических льдов экипажа дирижабля «Италия».


Важный вопрос, почему Коллонтай не была репрессирована в 1930‑е годы, когда погибли десятки, если не сотни ее товарищей, в том числе Дыбенко и Александр Шляпников. По мнению куратора, ее спасло преданное отношение к Сталину, которое она постоянно подчеркивала. На выставке представлен фотопортрет Коллонтай с трогательной надписью вождю. Возможно, ее спасла известность на Западе, возможно — счастливый случай…


Показ документов дополнен личными вещами — соломенной шляпкой, беретом, муфтой, кожаным бюваром (папкой) с монограммой «АМК». Щетка для одежды из сизаля (волокон агавы) напоминала Коллонтай о работе полпредом в Мексике и, наверное, о профсоюзе обработчиков волокнистых веществ.


Эти предметы в 1960‑е годы были подарены музею Владимиром Коллонтаем, внуком, который назвал Александру Михайловну «чрезвычайной и полномочной бабушкой».




Автор: Дмитрий Седов

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 46 (7129) от 16.03.2022 под заголовком «Чрезвычайная женщина».
Адрес:

Санкт-Петербург, ул. Куйбышева 2-4

Телефоны:

(812) 600-20-00, (812) 233-70-52,

Разработка сайта:

© 2004-2024  Государственный музей политической истории России

Мы используем cookie

Во время посещения сайта ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ Вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.   Подробнее

Понятно